Стиль современного офиса: основные черты

Существуют три основных фактора, влияющих на стиль офиса: вкус и пожелания руководителя, “географический” фактор (ориентация на европейский или американский стили) и непосредственно профиль деятельности фирмы.

Общепринятыми считаются две концепции оформления офиса: классическая “закрытая” (кабинетно-коридорная система) и Open Space (открытое пространство). К первому варианту можно отнести, например, большинство государственных учреждений в нашей стране: длинные коридоры, таблички на дверях, личные кабинеты и различные “отделы”. С точки зрения эффективности деятельности, классический офис оптимально соответствует линейно-функциональной организационной структуре компании с традиционными управленческими вертикалями и способами координации.

Концепция Open Space демонстрирует идею демократичного офиса, который организуется в достаточно большом помещении, не разделенном капитальными стенами. Пространство офиса структурируется, и в нем создаются необходимые функциональные зоны, при этом широко используются мобильные и стационарные офисные перегородки. С точки зрения менеджмента, организованный таким образом офис больше соответствует современным формам управления и позволяет использовать новые способы внутренней координации и коммуникации. Кроме того, отсутствие дверей и коридоров существенно экономит площадь офиса.

Многие компании выбирают третий – смешанный – вариант, по-своему сочетая элементы классического и открытого офисов.

Как показывает практика, в России при обустройстве офиса вкус руководителя в большинстве случаев играет основополагающую роль, хотя грамотная организация рабочего пространства требует участия специалистов, обеспечивающих функциональность, представительность и эргономичность офиса.

В мире существует два основных подхода к оформлению офисных помещений: американский и европейский.

Американский подход характеризуется использованием открытого пространства, отличается динамичностью, а порой и агрессивностью, которую сознательно стремится продемонстрировать руководство фирмы. Главная особенность американского подхода – приверженность к исполь зованию одного из существующих стилей “в чистом виде”.

Европейский подход к организации офиса также включает в себя концепцию Open Space, однако в его рамках допускается плавное смешение стилей в оформлении офисного интерьера. В таких офисах детали урбанистического хай-тека мирно соседствуют с персидским ковром ручной работы. Сегодня эксперты выделяют подвиды общеевропейского стиля, определяемые странами – производителями мебели: немецкий, скандинавский, итальянский и другие.

Остановимся на наиболее ярко выраженных и устоявшихся стилях оформления офисного пространства. Все они, помимо применения на своей “исторической родине”, пользуются большой популярностью и во многих других странах.

Стиль “Манхэттен”

Американский офис, хорошо знакомый нам по голливудским фильмам, может вызывать различную реакцию – от восхищения до полного неприятия. Этот стиль зародился еще в 30-е гг. XX века, в период экономического подъема после Великой депрессии. Архитекторы часто именуют его “Манхэттен” или “Уолл-стрит” – по названиям крупнейших деловых районов Нью-Йорка. Смысл жизни большинства американцев заключается в работе, и культ оплачиваемого труда, прививаемый в этой стране с детства, конечно, сказался на офисном дизайне.

Основой американского офиса, как уже было сказано, является Open Space – открытое пространство, состоящее только из наружных стен и колонн. Отдельные небольшие комнаты отводятся лишь для отдыха и переговоров, а так-же для работы менеджеров высшего звена. Остальные сотрудники компании обычно сидят в больших залах, разгороженных мебельными панелями, как правило, высотой в человеческий рост. Американцы очень умело работают с пространством, стремясь с максимальной выгодой использовать буквально каждый квадратный метр.

В офисе на Уолл-стрит вы не увидите ажурных вазочек и цветочных горшков на подоконниках. Аскетичность этого стиля выражается в отсутствии излишеств. В офисе просто нет предметов, которые не нужны в работе. Но в то же время есть все, что может ускорить рабочий процесс и сделать его более комфортным и эффективным. Здесь все предельно функционально. Бросается в глаза обилие объемных пред- метов, стекла и хромированного металла. Стиль “Манхэттен” прохладен и динамичен. Металл олицетворяет собой холодную разумность, необходимую для принятия правильных решений. По-своему “работает” и стекло. С одной стороны, оно визуально расширяет пространство, а с другой – психологически объединяет работающий персонал в единое целое.

Несмотря на кажущееся отсутствие украшений, американский стиль весьма представителен. При отделке помещений используются элитные материалы. Офисы обставляются дорогой, но очень функциональной мебелью современного концептуального дизайна, оснащаются высококачественной техникой, которая может также играть роль декоративных аксессуаров (например, телефонный аппарат оригинальной формы и расцветки, светильник в стиле “хай-тек“ или настенные часы в хромированном корпусе).

Американский менталитет предполагает быстроту реакции на происходящие события. Это одно из необходимых условий успешного бизнеса. Стеклянные перегородки офиса в стиле “Манхэттен”, позволяющие видеть все происходящее вокруг, делают границу с внешним миром условной.

Кабинеты руководителей, как правило, располагаются на отдельном (обычно самом верхнем) этаже здания, который значительно отличается от других. Здесь используются более дорогие отделочные материалы. Впрочем, роскоши в ее традиционном понимании тоже нет. Зато есть оригинально организованное пространство и очень дорогая авторская и эксклюзивная мебель.

Многие американцы настолько поглощены работой, что и в собственном доме устраивают маленький “Манхэттен”. Большие квартиры-студии, где много света и простора, минимум мебели и огромные окна, считаются вполне комфортным жильем для среднего американца.