Никто не сомневается, что общественные потребности изменяются. И современные кухни, в которых нет гипертрофированного пиетета перед традиционностью форм, запросто экспериментируют с различными и самыми новыми материалами, а также чрезвычайно удобными в пользовании механизмами открывания и закрывания дверок, что не должно не нравиться современному потребителю. Динамизм современной кухни под стать динамике современности. На одной из выставок рассказывали, что за три дня со стенда удалось продать три кухни-трансформера, которые изменяют полностью свой внешний вид в зависимости от функциональной необходимости. Причем обладателями всех трех кухонь стали молодые люди, еще не создавшие свою семью: кому-то помогли родители, кто-то сам накопил. И как тут спорить с очевидностью, что современный покупатель кухонь стал другим. Он не читает газет и журналов и уже даже телевизор не смотрит. Он весь в Интернете! Значит, опасения правильные, и критика правильная! Не нужна нам пресса в том виде, в котором она существует сейчас! Отмирают классические представления о свободе слова, поскольку само слово становится не печатным, а виртуальным, потому что интересы пользователя снова поменялись.
Не так давно пришлось побывать на одном из наших кухонных производств. Зрелище, конечно, не радует масштабами. Но тревожит другое. Искусное мастерство обработки дерева теперь само по себе не представляет большой ценности. Ручной труд у нас, в отличие от Италии, архаичный. И он как мастерство художника Возрождения, как явление сегодня не привлекает пользователей. Сегодня нужны новые механизмы и новые технологии, новые материалы и новые формы. А где их взять? Для всего нового нужны деньги. Ну, где их взять прибедневшим мебельщикам? Так что, мода на кухонную современность, в некотором смысле, разрушает производственную базу наших кухнестроителей, деятельностью которой мы гордились, как минимум, десятилетие.
А как же быть с кухнями классическими, с их резьбой по дереву, пилястрами и колонами? В музей, в архив? У классической кухни, похоже, ничего не осталось за душой, кроме ностальгирующих сентенций относительно утерянного уюта. Дескать, только на кухне классической возможен классический, традиционно осознанный уют. А на кой ляд нам этот уют в современной действительности?! Уют — это глубоко устаревшее понятие. Оно подрывает основы современной внутренней энергетики. Оно от Ивана, лежавшего на печи, к которому счастье в гости само привалило. Теперь такие сказки не становятся былью. Теперь за счастьем надо самому побегать день за днем. Есть все-таки некая тайная и взаимообусловленная связь классической кухни и классической прессы. Вот какая — трудно разобраться. Неужели и то и другое отживает свой век?!