Развитие коммерческих объектов в различных районах Киева не решило проблемы дефицита площадей и даже наоборот усилило ее. Несмотря на большое количество строящихся и введенных в эксплуатацию бизнес-центров (БЦ), снять офис в Киеве начинающему предпринимателю фактически нереально. Нестабильная ситуация в экономике и постоянный рост цен на недвижимость привели к тому, что многие застройщики начали замораживать свои проекты или откладывать продажу площадей на неопределенные сроки. Все это подталкивает многих предпринимателей переделывать под офисы обычные квартиры. Однако правильно выбрать помещение не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для многих регистрация договора купли продажи в Москве сложна, что уж говорить об аренде офиса в другой стране.
Самый важный момент – выбрать оптимальное место расположения. Перспективы бизнеса в значительной степени зависят от того, в каком районе находится офис: в центре или на окраине города. Правда, в последнее время наблюдается тенденция смещения новых БЦ за пределы центральных деловых районов и формирования новых точек притяжения. В любом случае необходима удобная транспортная развязка, разнообразная инфраструктура и наличие поблизости парковочных мест.
Когда объект уже найден, нужно разобраться, можно ли в этой квартире обустраивать офис. Нормы законодательства, касающиеся данного вопроса, дольно запутаны и противоречивы. С одной стороны, Жилищный Кодекс Украины предусматривает перевод жилого помещения в нежилое, а другой –статья 320 Гражданского кодекса говорит, что «владелец имеет право использовать свою собственность для осуществления предпринимательской деятельности кроме случаев, установленных законом». Поэтому процедура перевода помещения из жилого фонда в нежилой – далеко не самая простая и дешевая. Тем более, когда речь идет о недвижимости – настоящем Клондайке для бюрократических махинаций. Кроме длительной процедуры по согласованию проектов и получения бесчисленных разрешений, часто приходится идти на «финансовое сотрудничество» с чиновниками (проще говоря, давать взятки). Если помещение находится на первом этаже, с предпринимателя могут потребовать уплатить налог на землю. Поэтому подготовку и оформление документов, а также решение прочих юридических вопросов лучше доверить специалисту.
И все же, овчинка стоит выделки, если переоборудование квартиры обойдется дешевле, чем аренда офиса. И хотя все трудности и проблемы не предугадаешь, но с помощью специалистов можно уберечься от крупных проколов и грамотно повернуть нормы законодательства в Вашу пользу.